СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ — Codex Suprasliensis

Супрасльская рукопись (Супрасльский сборник или Супрасльская минея, латинское название Codex Suprasliensis)

— кириллическая старославянская рукопись, неполный сборник житий святых и проповедей разного происхождения на март месяц (мартовская минея). Крупнейший по объёму памятник старославянского языка: 285 пергаментных листов большого формата. Написана, вероятно, в северо-восточной Болгарии, одним почерком. Датируется серединой XI века.

В 2007 году ЮНЕСКО включило Супрасльскую рукопись в реестр «Память мира»

СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ,-Codex_Suprasliensis

 

СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ,-Codex_SuprasliensisСУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ — Открыта М. К. Бобровским (будущим протоиереем) в 1823 году в библиотеке Супрасльского монастыря возле Белостока (ныне это территория Польши); описания опубликованы в 1825 и 1831 гг.

Михаи́л Кири́ллович Бобро́вский (8 ноября (19 ноября) 1784 или 1785, село Волька (Вулька) Бельского повета Подляского воеводства, ныне на территории Польши — 21 сентября (3 октября) 1848, местечко Шерешево Пружанского уезда, ныне Пружанского района Брестской области) — российский славист, ориенталист и богослов, исследователь старинных славянских рукописей и старопечатных кириллических изданий, доктор богословия (1823), каноник Брестского капитула (1817).

Владел белорусским языком, за который считал подляшский диалект без «аканья», «дзеканья», «цеканья», с мягкими «дь» и «ть» и полными окончаниями инфинитивов, например «ходити»

Впоследствии СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ была разделена на три части: 151 лист хранится в Народной библиотеке в Варшаве (шифр № 21) в собрании Замойских; 118 листов — в университетской библиотеке Любляны (привезена Копитаром, потому и шифр Cod. Kop. 2); наконец, 16 листов — в Российской национальной библиотеке, Спб. (собрание А. Ф. Бычкова, шифр Qn. 72).СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ,-Codex_Suprasliensis

Издания: Ф. Миклошича (1851, полное издание на основе собстенноручной копии рукописи, выполненной В. Копитаром); И. И. Срезневского (1868, петербургская часть). Полный текст СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ издал С. Н. Северьянов (1904; переиздано в Граце в двух томах в 1956 г.); недостаток этого издания — пустые и никак не прокомментированные места всюду, где автору не удалось прочитать текст. Факсимильное издание (в основном чёрно-белое, но некоторые страницы в цвете): Супрасълски или Ретков сборник, София, 1982 (т. 1), 1983 (т. 2), содержит также факсимильное воспроизведение текста по набору Северьянова (но с заменёнными комментариями) и греческие параллели

 

Супрасльская рукопись

СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ,-Codex_Suprasliensisодин из древних кирилловских памятников церковно(старо)-славянского языка, относящийся, вероятно, к Χ—XI в. Написана на пергаменте, в малый лист, крупным, четким и красивым уставом, отличаясь этим от других древнецерковно-славянских рукописей, имеющих весьма неприглядный вид. Из характерных особенностей письма — юс малой формы .
По содержанию СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ есть четья-минея за март месяц, но без начала и конца. В ней заключаются 24 жития святых, 20 слов Иоанна Златоуста, одно слово Епифания Кипрского и одно патр. Фотия — литературные памятники, переведенные с греческого языка на славянский в эпоху, ближайшую к Кириллу и Мефодию, вероятно, учениками св. первоучителей. Полная СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ некогда принадлежала Супрасльскому м-рю (близ Белостока) и была выдана для изучения униатскому канонику Бобровскому в Вильне, а затем разобрана разными лицами.
Большая часть СУПРАСЛЬСКОЙ РУКОПИСИ досталась слависту Копитару (см.), по смерти которого поступила в библиотеку Люблянской (Лайбахской) гимназии; другая часть попала в библиотеку гр. Замойского в Варшаве; 16 листов принадлежали акад. Α. Ф. Бычкову и поступили в Имп. публ. библ. Полностью СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ издана Миклошичем в Вене («Monumenta linguae palaeoslovenicae е codice Suprasliensi», 1851). Часть, принадлежавшая академику Бычкову, издана фотолитографически Общ. любит. древней письменности («Памятники», № 49). Готовится новое издание «Памятника» в «Сборнике II отдел. Импер. акад. наук», с соблюдением мельчайших деталей рукописи, строка в строку.
 СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ,-Codex_Suprasliensis

Супрасльская рукопись, Супрасльский список, текст белорусско-литовской летописи в сборнике, переписанном в 1519 для книги С. И. Одинцевича и принадлежавшем впоследствии Супрасльскому монастырю (откуда название). Значение СУПРАСЛЬСКОЙ РУКОПИСИ состоит в том, что в ней в наиболее полном и близком к первоначальному виду отразился текст самого раннего дошедшего до нас белорусско-литовского летописного свода 15 в., который лег в основу последующих белорусско-литовских сводов. Этот свод представляет собой компиляцию из 3 основных источников: из «Летописца великих князей литовских», возникшего около 1428—30, летописных записей, сделанных в 30—40-е гг. 15 в., и общерусского свода в западнорусской обработке середины 15 в., в составе которого сохранились уникальные фрагменты летописи митрополита Фотия за 1410—27.

Изд.: Полное собрание русских летописей, т. 17, СПБ, 1907.

Супрасльская рукопись

Супрасльская рукопись – памятник XI века, была найдена в Супрасльском монастыре. Текст рукописи представляет собой мартовскую минею, беседы Иоанна Златоуста и др. По своему содержанию памятник не может быть отнесен к начальной эпохе возникновения славянской письменности. Это же доказывается особенностями морфологии и лексики, отраженными в рукописи. В памятнике есть отражение изменения > , но нет перехода сильного > :

В начале слова встречается как сочетание [ra], так и [ro] (< * ort):

14_2

 

Текст из Супрасльской рукописи

СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ

 

Заставка и буквица Супрасльской рукописи

СУПРАСЛЬСКАЯ РУКОПИСЬ

 

Оставить свой комментарий

© 2018    ПОДЛЯСКОЕ ВОЕВОДСТВО    //    Войти   //    Вверх